Смирнов Николай Васильевич

Публикуется впервые

(1874-1944)

Российская глубинка очень часто рождает талантливых самородков, которые, не получив нормального гимназического или школьного образования, становятся самоучками и мастерами «золотые руки». К таковым можно смело отнести и Н.В. Смирнова, работавшего в стенах ИВПИ и ИХТИ в 1919-1944 г.г. и оказавшегося неоценимым работником мастерской точной механики.

Николай Васильевич родился 1 мая 1874 г. в деревне Волковойно Ковровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Смирнова Василия Ивановича, у которого с супругой Евдокией Агаповной было шестеро детей: 3 дочери (Агриппина, Елена и Мария) и 3 сына (Иван, Федор, Николай). Отец участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., а после ее окончания и завершения военной службы вернулся в деревню, но вскоре переехал вместе с семьей в Ковров, где стал работать слесарем в Ковровских железнодорожных мастерских. Имея замечательный слух и золотые руки, В.И. Смирнов одновременно занимался ремонтом разного рода ручных и механических музыкальных инструментов и даже разработкой их конструкций.

С 8-летнего возраста был подключен к этой работе и Николай. Работы было невпроворот, отец и сын буквально были завалены ей, тем более что слава о мастере-музыканте из Коврова быстро разнеслась далеко от этого населенного пункта. Много заказов поступало не только из Владимирской, но и Костромской, Нижегородской, Ярославской и др. губерний. В силу этих обстоятельств отец даже не разрешал сыну посещать школу. «Не могу забыть до сих пор, что отец лишил меня хотя бы начального образования. Такого режима я не вынес», - писал позднее, в 20 г.г. ХХ в. Н.В. Смирнов.

Поэтому в 1898 г. он с братом Иваном самовольно уехал из Коврова в Санкт-Петербург. В 1900 г. они переехали в Иваново-Вознесенск, но в 1902 г. возвратились обратно в Петербург. Там Н.В. Смирнов устроился сначала в музыкальных мастерских Ю.Г. Циммермана, а затем на музыкальной фабрике К.М. Шредера в должности музыкального (фортепианного) мастера и настройщика. Там-то он и проникся сущностью музыкального искусства. И с 1905 г. стал совершенно самостоятельно изучать русскую и зарубежную литературу по акустике, теории музыки, углубляясь также в механику и физику. Одновременно осваивал всю технику разнообразных заграничных музыкальных инструментов. В это время Н.В. Смирнов познакомился с известным дирижером симфонических оркестров В.И. Головачом.

Тяга Николая к конструированию, унаследованная от отца, вместе с глубокими познаниями в области теории музыки и акустики привела к тому, что в 1908 г. он изобрел и собственноручно создал новый вариант музыкального инструмента, который он назвал гармонизмом (разновидностью фисгармонии) и присвоил имя «Созвук». Это был пневматический клавишный инструмент по форме напоминающий пианино, а по характеру звучания – орган. Уникальность его заключалась в том, что он давал звуки чистых (математических) тонов и темперированного строя, т.е. с точным установлением высоты и громкости звуков, входящих в состав исторически сложившейся музыкально-звуковой системы. Поэтому «Созвук» представлял собой не только музыкальный инструмент, но мог служить ценным и точным прибором для демонстрации на лекциях по акустике. В 1912 г. Н.В. Смирнов собрал еще один гармонизм по просьбе-заказу профессора физического института Императорского Московского университета А.А. Эйхенвальда. Первый же экземпляр фисгармонии Н.В. Смирнов хранил у себя всю жизнь.

Известие об изобретении Николая Васильевича дошло до Германии, Италии, Франции, Англии. Из Германии и Англии (в частности, от Э.К. Млынарского, дирижера симфонического оркестра в г. Глазго) поступили приглашения с просьбой продемонстрировать там свой «Созвук», но начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война сорвала поездки Н.В. Смирнов в эти страны.

В 1910 г. Николай и Иван Смирновы приезжают в Иваново-Вознесенск, где открывают свою собственную мастерскую по ремонту и настройке музыкальных инструментов. От фирм Циммермана и Шредера они имели доверенность на представительство в Иваново-Вознесенске и на рекламу продукции этих фирм в городе текстильщиков и в близлежащих районах. В 1914 г. Н.В. Смирнова приглашают в Московское отделение фабрики роялей и пианино К.М. Шредера заведующим механическим отделом (по настройке инструментов).

После Октябрьской революции Николай Васильевич окончательно (в конце 1918 г.) осел в Иваново-Вознесенске. Поработав совсем немного в ГорОНО и в музыкальном техникуме, он в начале 1919 г. получил письмо от доцента ИВПИ П.П. Будникова с предложением занять место механика по точным приборам на химическом факультете ИВПИ. Он дал свое согласие.

В ИВПИ и в ИХТИ Н.В. Смирнов проработал 25 лет вплоть до своей кончины. Чем только не пришлось заниматься ему в стенах этих учебных заведений! В годы отсутствия ввоза из-за границы лабораторного оборудования он многие лабораторные установки и приборы собирал своими руками. Ряд подсказок для своей деятельности он находил в технической литературе, но никогда он слепо не копировал чужие конструкторские разработки, а многое в них привносил от себя, совершенствуя тот или иной прибор, повышая его качество. Сборка и ремонт аналитических весов, изготовление и ремонт тигельных печей, изготовление ртутных реле и непрерывный контроль за работой приборов… Е.А. Шилов после научной стажировки в Австрии (1929 г.) увлекся микроанализом органических соединений. Мембраны для микробюреток, применяемых в таком анализе, делал для Е.А. Шилова Николай Васильевич Смирнов. Как позднее отмечал в своем специальном приказе (в 1939 г.) директор ИХТИ М.А. Аланов, «Н.В. Смирнов создал более 20 оригинальных конструкций приборов для учебной и научно-исследовательской деятельности». Это и разрывные машины различных типов, и газобензиновые аппараты для обеспечения работы газовых горелок в лабораториях института, и приборы для определения коэффициента термического расширения твердых тел, и динамометры различных конструкций, и вискозиметр для определения вязкости расплавленного стекла (на нем, кстати, получал экспериментальные данные для своей кандидатской диссертации В.П. Успенский, впоследствии доцент ИХТИ) и многое-многое другое. Приборами и устройствами, собранными руками Н.В. Смирнова, пользовались также в Ивановском текстильном институте, в ИвНИТИ, на Кинешемской фибровой фабрике, на текстильных предприятиях Иванова.

Мастерская точной механики в 30-е годы ХХ в. размещалась на третьем этаже главного корпуса ИХТИ на площади, отвечающей современным аудиториям Г 301 и Г 302 (тогда это было единое помещение). Сам же Николай Васильевич имел отдельный кабинет на площади нынешней весовой кафедры ХТВМ (ком. 147). Некоторые ученые, уехавшие в 20-30 г.г. ХХ в. из Иванова в Москву и в другие города страны, разнесли славу о чудо-мастере из ИХТИ. В Иваново к Н.В. Смирнову шли запросы на изготовление приборов из МИТХТ и Физико-химического института им. Л.Я. Карпова (там работал Я.К. Сыркин), из НИИ кожевенной промышленности (там работал Н.П. Песков), из Института кинопленки, из НИИ Nº 5 Наркомата обороной промышленности (г. Ленинград), с Государственного завода искусственного шелка (в г. Мытищи) и др. В 1939 г. член-корреспондент АН СССР Адольф Иосифович Рабинович, работавший в МГУ и одновременно в Физико-химическом институте Л.Я. Карпова, в своей телеграмме благодарил Николая Васильевича: «Ваши прекрасные приборы работают в Советских лабораториях и помогают подняться нашей технике на более высокую ступень». Подобная же оценка была и в телеграмме, присланной из Московского технического института легкой промышленности (МТИЛП). О приборах, изобретенных Н.В. Смирновым, имелись многочисленные указания в технической литературе. Работа изобретателя многократно отмечалась благодарностями от имени дирекции ИХТИ и денежными премиями.

В 1935 г. Н.В. Смирнов собрался перейти на работу в ИвНИТИ, но руководство ИХТИ не отпустило его и хлопотало перед Горсобесом о назначении ему персональной пенсии по выслуге лет за конструкторско-изобретательскую работу в стенах ИВПИ и ИХТИ, за научные разработки в области музыкальной акустики. Николай Васильевич остался работать в ИХТИ. У него была заветная мечта: создать на основе «Созвука» совершено новый тип музыкального инструмента, т.н. вибрационный рояль. Но этой мечте не суждено было осуществиться.

В 1938 г. его брат Иван Васильевич Смирнов попал под арест, но в 1939 г. он был оправдан.

В 1944 г. Николай Васильевич в честь своего семидесятилетия был награжден медалью «За трудовое отличие».В том же году он заболел: ему была сделана операция по поводу аппендицита, но через несколько дней после этого он скончался в больнице.

Под руководством Н.В. Смирнова выросли такие талантливые мастера-механики, как Дмитрий Сергеевич Барвинский, который с 1925 г. до 1944 г. был помощником Николая Васильевича, а после этого до 1949 г. заведовал мастерской точной механики ИХТИ, Владимир Федорович Опольнов, сегодняшний ветеран труда ИГХТУ Юрий Федорович Ревичев и др.

Ю.К. Щипалов

Оглавление