Женщины в науке и обществе: итало-российская дискуссия об особенностях университетской культуры.

27.04.2017

21 апреля на Гуманитарном факультете ИГХТУ прошел семинар «Women in Science and Society», организаторами которого выступили декан факультета, проф. д.и.н. Е.М. Раскатова, д.х.н. Т.Р. Усачева, более 15 лет работающая совместно с учеными из различных университетов Италии, зав. каф. истории и культурологии Миловзорова М.А.

Ведущим спикером семинара, предложившим повод для обсуждения в научном сообществе ИГХТУ, стала профессор физической химии Факультета фармакологии Университета Неаполя (Италия) Кончета Джанкола. Являясь признанным ученым в своей области, профессор Джанкола возглавляет университетскую Ассоциацию «Женщины в науке».

Ассоциация объединяет исследовательниц в направлениях биологии, химии, физики, архитектуры, инженерной деятельности, филологии, лингвистики, социологии, работающих в Университете Неаполя. Целью сообщества является помощь в решении проблем в исследовательской и научной карьере, возникающих вследствие ограничений по признаку пола. Профессор К. Джанкола представила деятельность Ассоциации и данные исследования, вскрывающие основные гендерные проблемы, которые присутствуют в среде студентов, аспирантов, ученых, преподавателей  неаполитанского университета.

Город Иваново с 1990-х годов являлся одним из российских центров гендерных исследований – два научных центра в сфере гендеристики, научный журнал «Женщина в российском обществе», целый ряд исследователей. Уникальный аспект обсуждения на Гуманитарном факультете заключался в том,  что в семинаре участвовал широкий круг преподавателей ИГХТУ, не связанных в своих научных интересах с гендерной проблематикой. Вопросы, предлагаемые для дискуссии, продемонстрировали наличие целого круга схожих особенностей гендерных отношений в итальянском и российском обществах. Так, одной из особенностей высшего образования является то, что в университетской среде девушки и юноши имеют больше возможностей в выборе профессий и приобретении профессиональных компетенций, чем на рынке труда. Там они сталкиваются с выраженной гендерной дискриминацией: ограничениями в возможностях самореализации, которые вызваны стереотипными представлениями о какой-либо группе общества (по признаку пола, возраста, расы, этноса, религии и т.д.). 

Также участники обсуждения обнаружили различия между культурой университетской солидарности преподавателей и сотрудников в Италии и в России. В университете Неаполя существует Ассоциация женщин-ученых, которая помогает им получать равные возможности с мужчинами в реализации своих трудовых прав. Работа ассоциации ведет к постепенному изменению стереотипного отношения к женщинам-исследовательницам как к малозначимым участникам научной деятельности. В результате, в Университете Неаполя постепенно оформляется политика благоприятствования и поддержки работы женщин-ученых, что соответствует международным соглашениям в этой сфере (Пекинская Платформа Действий по политике равенства возможностей 1995 г., ООН). В качестве конечного результата преодоления гендерных барьеров в профессиональной самореализации граждан любое общество получает повышение темпов и уровня развития науки, экономики, рост благосостояния.  

Макарова А.В., доцент кафедры истории и культурологии, фото Т. Устинова

Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала