М.Горький о русском языке и «кружке настоящих пролетарских поэтов»

29.03.2018

«Всякий материал - а язык особенно -  требует тщательного отбора  всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного, и - дальнейшего, любовного развития этого лучшего».

М. Горький

Изображение материала 28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения писателя Алексея Максимовича Пешкова, известного всему миру как Максим Горький. Современник Л.Толстого и А.Чехова, крупнейшая фигура литературного движения первой трети ХХ в., писатель, получивший мировое признание, Горький соединил собой "век минувший" и "век нынешний", оставаясь и нашим современником. Имя Горького прочно ассоциируется с национальной ментальностью русской литературы.

В этом году в России проходят мероприятия, приуроченные к 150-летию со дня рождения великого писателя и поэта Максима Горького. Соответствующий указ был подписан главой государства В.Путиным ]]> «О праздновании 150-летия со дня рождения Максима Горького»]]>.

Фигура Горького очень многогранна и противоречива, вокруг него за долгое время сформировалось огромное количество мифов. Но при этом  талант Горького признается всеми. Прожив трудную жизнь, с ранних лет столкнувшись с ужасами окружающей действительности, Горький остался гуманистом. Главная тема его творчества – это Человек. Писатель восхищается человеком, его способностями и возможностями, любит человека. И в своих романтических произведениях, относящихся к раннему творчеству, и в предельно реалистических рассказах, повестях и романах, и в драматургии Горький воспевает свободного духом человека. «Человек – это звучит гордо!» - самая известная фраза из монолога Сатина пьесы «На дне».

На протяжении всей жизни писатель был в сложных отношениях с властями, но всегда поддерживал любые конструктивные начинания, особенно связанные с культурой. Культурно-просветительские проекты, организация издательств, газет и журналов, охрана памятников, социальная помощь работникам культуры и искусства – это только часть деятельности Горького. «Попробуйте написать небольшой очерк, пришлите мне. Но пишите не мудрствуя, а - просто, как будто Вы рассказываете человеку, который знает столько же, сколько Вы. Читатель - наш, современный - именно такой знающий человек. Рассказывайте так, чтоб читатель видел то, о чем Вы говорите. Избегайте многословия...». Такой совет дал М.Горький в 1929 году Ивану Алексеевичу Савочкину, молодому писателю, члену Ассоциации пролетарских писателей в Ивановской промышленной области. Он входил в литературную организацию "Атака", был членом редколлегии литературной страницы областной газеты "Ленинец", где печатались его рассказы и очерки.

С первых послереволюционных лет одной из лучших провинциальных газет Иванова был «Рабочий край». Возглавлял его известный политический деятель, публицист и литературный критик А.К. Воронский. Вокруг редакции сложился небольшой, но дружный и необычайно творческий коллектив сотрудников. Что ни имя - страничка истории литературы нашего края: Д. Семеновский, И. Жижин, М. Артамонов, А. Баркова, С. Селянин, А. Ноздрин. Постоянными корреспондентами газеты были Д. Фурманов и будущий поэт, прозаик и критик Н.Смирнов. Большую роль в укреплении авторитета газеты и ее редактора сыграла известная записка В. И. Ленина, в которой он по совету А.М. Горького просил библиотекаря Кремля найти комплект газеты «Рабочий край», где есть «кружок настоящих пролетарских поэтов».

С первых же дней Октябрьской революции Горький помогает Советской власти в ее борьбе на культурном фронте. Будучи сам великолепным мастером художественного слова, он призывает молодых учиться владеть главным инструментом литературы — языком. «В числе грандиозных задач создания новой, социалистической культуры,— писал он,— перед нами поставлена и задача организации языка, очищения его от паразитивного хлама. Именно к этому сводится одна из главнейших задач нашей советской литературы». И далее А. М. Горький поясняет свою мысль: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней. Именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие — оттачивать его».

Горький постоянно заботился о молодежи, о молодых писателях, основал Литературный институт, журнал «Литературная учеба». Много времени Максим Горький уделял и детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей. Его волновали вопросы языка детской литературы и проблемы подлинного и ложного новаторства в области языка. «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, классиков. Читайте Афанасьева, Киреевского, Рыбникова, Киршу Данилова, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато — читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи и строение фразы в песне, сказке. Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту — чарующую силой, и изумительную красоту определений. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».

Его устремленность в будущее весьма актуальна сегодня. Нам, людям XXI века, дорогА идея горьковского гуманизма, его вера в человека и в созидательную роль литературы и культуры. А призыв А. М. Горького изучать устное народное творчество относится, разумеется, не только к деятелям литературы, но и — значительно шире — ко всем друзьям русского языка.

В день юбилея писателя преподаватели кафедры русского языка на  занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» напомнили студентам о его творчестве: доценты И.В. Долинина и Е.С. Антипина провели творческую «КультурМинутку» – в форме «флэшмоба», а студенты гр. 1/11 и 1/1 читали фрагменты из произведений М. Горького.

Н.Ю. Сануткова, специалист по УМР кафедры русского языка

Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала