В «Точке кипения» искали «точки развития» нашего университета

31.10.2018

Изображение материала 25-27 октября в «Точке кипения» прошел научный форсайт Ивановского государственного химико-технологического университета «InChem. Инновационный Химтех». В течение трех дней на площадках «Точки кипения»  проходил «мозговой штурм» о будущем университета: какие новые проекты развития вуза будут наиболее перспективны и востребованы, как должна строиться поддержка проектной и научной деятельности студентов и молодых ученых, каким должен быть университет будущего. В общей сложности в данном проекте участвовало более 80 человек – это студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые, сотрудники и преподаватели, которым небезразличен наш университет, перспективы его развития.

На открытии форсайта собравшихся приветствовал ректор ИГХТУ д.ф.-м.н., профессор М.Ф. Бутман. Он отметил новации молодых ученых в подходе к решению данных проблем: новые формы командной работы, новые технологии продвижения научных идей. «Чтобы разработать стратегию движения вперед, необходимо привлечение всех возможностей, всех сил, заинтересованных в развитии вуза», - подчеркнул ректор.

Темой первого дня форсайта была наука будущего. С лекцией о взаимодействии ученых с реальным сектором экономики выступила ведущий сотрудник компании NTS Е. Правосуд. Затем все участники в соответствии со своими пожеланиями объединились в группы, каждой из которых была предложена реальная задача, которую они решали с помощью модераторов.

В первый день участники форсайта искали решение  проблем - как проводить научные исследования, какова должна быть научная база вуза, как реализовать научные разработки. Работа была организована на следующих площадках:

  • Проектный офис образовательной организации: концепция, функционал и условия существования
  • Совместное использование научного оборудования в университете, или ЦКП 2.0
  • PostDoc. Система поддержки и карьерных возможностей в образовательной организации
  • Перспективные научные направления, кроссдисциплинарность и другие тренды в развитии науки – как это работает с пользой для науки?
  • Работа с предприятиями реального сектора экономики: особенности и перспективы для прикладной науки
  • Наукометрия – светлая и темная сторона силы

Проблематикой второго дня проекта было образование будущего. С лекцией о своем видении будущего образования в России и о реализованных проектах выступили представители Университета НТИ «20.35». О возможностях совмещения обучения и науки, создании комфортных условий для образовательной деятельности шел разговор участников на следующих площадках:

  • Системный подход к академической мобильности вуза. Что нужно сделать, чтобы точно поехать на научную стажировку?
  • Обеспечение доступа к научной информации в вузе: потребность, источники и решение на базе информационного центра ИГХТУ.
  • Зона элитарного образования в ИГХТУ, нужна ли она и как может работать?
  • Кампусный проект Сбербанка в университете: сценарии использования и перспективы развития.
  • Создание единого образовательного пространства университета – синергия унификации и персонализации.
  • Популяризация науки в университете, нужно ли это нам?

Третий день мероприятия был посвящен социальной среде университета – «университет как интеллектуальная среда притяжения». Командную работу студентов предварила лекция программного директора «Точки кипения» Д. Севрюгова. Создание комфортных условий для научной деятельности, научная коммуникация внутри университета и возможности университета (настоящих и будущих) для работы с внешними компаниями обсуждались участниками на следующих площадках:

  • Роль студенческих объединений в научных исследованиях университета. СНО, СМУ и другие важные аббревиатуры.
  • Наукоемкие услуги и сервисы университета для внутренних и внешних заказчиков.
  • Англоязычная коммуникация в университете: образовательная и научная компоненты.
  • Создание единого научного пространства университета: проблемы и решения.
  • Дизайн информационного материала презентации научных направлений университета. Что можно и нужно рассказать о научном проекте на одной странице?
  • Коворкинг-пространство в университете: наполнение и принципы организации работы.

Разрабатывая каждую конкретную задачу, участники команды анализировали и предлагали не только тренды данной проблемы, но и возможные угрозы её продвижения, меры поддержки проекта, технологии его реализации, определяли возможных партнеров для решения проблемы. В итоге по каждой проекту разрабатывалась «карта будущего».

По итогам работы форсайта были сформированы концептуальные предложения развития университета в сферах науки, образования и создания комфортной социальной среды. В настоящее время проводится детальный анализ проектов, предложенных нашими молодыми учеными в ходе командной работы. Полный аналитический отчет будет  опубликован в одном из ближайших номеров «Химика».

М. Баранников, Т. Устинова

Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала Изображение материала