«Учёный – это, в первую очередь, умный человек, а ум и интеллект – это всегда престижно»

09.08.2019

Организационный комитет задал каждому несколько вопросов, связанных с выполнением научной работы, установлением контакта между подопечными и руководителями, а также интересные и провокационные вопросы блица.
Надеемся, что данная статья поможет каждому понять, что при правильном подходе наука - это интересно и увлекательно!

Материал подготовила: ]]>Александра Белова]]>
]]>#НаучныйРуководительЛШЮХ]]> ]]>#ЛШЮХ2019]]>

«Как заинтересовать химией?», «Есть ли разница между школьниками и студентами?», «Достаточно ли школьной программы для выполнения научной работы?»… Именно об этом мы спросили многократных научных руководителей Летней школы юных химиков: аспиранта 4-го года обучения, младшего научного сотрудника кафедры физической и коллоидной химии Латыпову Адель Ришатовну, аспиранта 2-го года обучения, младшего научного сотрудника кафедры неорганической химии Тарасюка Илью Александровича и сотрудника центра коллективного пользования и учебного мастера кафедры технологии приборов и материалов электронной техники Овцына Александра Андреевича. Ведь эти люди не понаслышке знают, что такое школьный исследовательский проект и как его правильно организовать! А теперь об этом можете узнать и Вы! Приятного чтения…

1.Как Вы думаете, чем можно заинтересовать современного ребёнка касаемо химии и науки?

Овцын А.А.: Думаю, современный образ химии у детей выглядит так: «Это красиво!», «Это зрелищно!». Ведь всем же нам показывали такие «красивые» реакции, о которых думаешь, что это волшебство. Кому-то будет достаточно и этого, он уже заинтересуется. Более продвинутый ребёнок захочет понять: «А почему происходит такая красивая реакция? Что за этим стоит?». И тут мы тоже получаем положительный результат. Конечно, не могу не отметить роль популяризации науки посредством интернета и научно-популярной литературы. На данный момент прямо какой-то бум на эту тему. И это однозначно классно! Множество детей заинтересовывается наукой. Хотя, по правде сказать, «научпопа» именно по химии вижу достаточно редко, в основном это астрономия и физика. Считаю, что такой недостаток нужно срочно исправлять. И это в наших руках!

2. Как Вы выбираете научный проект, которым занимаетесь с ребёнком в Летней школе?

Тарасюк И.А.: Я не выбираю проект на Летнюю школу, а просто занимаюсь вместе со школьниками тем, чем я мог бы заниматься сам, просто не своими руками. Таким образом, мы вместе продолжаем начатую мной научную работу. При этом я стараюсь обособить это в самостоятельный проект со своим логическим началом и завершением.

3. Чем отличается наука у студентов в университете от науки в Летней школе?

Овцын А.А.: На мой взгляд, мало чем отличается. Безусловно, студент на каком-то этапе может обладать гораздо большей теоретической «базой». Однако если посмотреть, какими семимильными шагами современные школьники впитывают знания, то получится, что никаких барьеров нет. И более того, их пытливый ум способен задать множество вопросов, а, следовательно, быстрее понять суть исследуемого явления. Такова моя позиция: я всегда верю в людей, особенно в молодое поколение!

Овцын А.А. во время работы на сканирующем электронном микроскопе Tescan VEGA 3 SBH


4. Как Вы находите общий язык с участником Летней школы, научным руководителем которого являетесь?

Латыпова А.Р.: Всё очень просто. Я не вижу разницы между школьниками и студентами. У нас общий проект и общая цель, поэтому я рассматриваю ребят, как полноправных исполнителей. Думаю, если ты ожидаешь, чтобы человек вёл себя, как взрослый, то и относиться к нему надо также. Тогда с налаживанием общего языка и установлением доверительных партнёрских отношений проблем не будет.

5. Если Вы видите, что у ребёнка возникают трудности в рабочих моментах во время НИР, как Вы помогаете ему их устранить?

Овцын А.А.: Всегда только с помощью личного примера. Ведь наглядный пример, а затем самостоятельная практика – лучший учитель. К тому же наука никогда не может быть без вопросов, без трудностей. Различные вопросы будут возникать всегда. Это и есть тот самый путь, которым человек познаёт окружающую действительность.

6. Что является Вашей целью: научить грамотно работать в лаборатории, останавливаясь на всех деталях, или научить быстро делать, не вникая в глубинную суть, но добиваясь быстрых результатов?

Тарасюк И.А.: Как и у любого другого руководителя, моя цель – именно научить, дать знания обо всем, что делает мой подопечный, начиная от простого взвешивания реагентов на весах перед синтезом и до понимания всех процессов, происходящих в реакции на молекулярном уровне. Ведь именно знания отличают настоящего учёного от лаборанта, который делает то, что уже многократно делал до этого. Считаю, что невозможно достичь быстрого результата, не теряя при этом его качество. Конечно, мы стараемся не топтаться на одном месте, но уж точно никуда не спешим.

Тарасюк И.А. —  руководитель научных проектов и организатор различных мероприятий университета для школьников

7. Хватает ли школьных знаний, чтобы освоить занятия в лаборатории?

Латыпова А.Р.: Да. Учитывая, что основы строения атомов и молекул входят в школьную программу, то для проведения синтезов по прописанным методикам, школьных знаний более чем достаточно. К тому же процесс работы сопровождается объяснениями со стороны научного руководителя.

8. Волнуетесь ли Вы за выступление своего подопечного на итоговой конференции Летней школы?

Тарасюк И.А.: По жизни я вообще человек не волнительный, поэтому и во время выступления своего подопечного не волнуюсь. Однако во время подготовки к выступлению, всё же немного нервничаю, ибо хочу вложить в голову как можно больше информации, чтобы школьник мог достойно ответить на вопросы аудитории.

9. Продолжаете ли Вы работу с учеником после окончания Летней школы?

Латыпова А.Р.: В 99% случаев нет. Это отличный опыт для школьников, но не стоит себя ограничивать на столь раннем этапе ни в тематике научных исследований, ни в выборе научного руководителя. Я думаю, только в 1% случаев школьник может с полной уверенностью сказать, что выбранная область научных исследований и именно этот руководитель – это то, что ему нужно на ближайшие пять, а может даже десять лет.

Латыпова А.Р. — научный руководитель проектов школьников на Летних школах юных химиков разных лет

ПОЛЕЗНЫЙ БЛИЦ:

1.Хорошо учиться или плодотворно заниматься наукой?

Латыпова А.Р.: Плодотворно заниматься наукой.

Овцын А.А.: Думаю, что заниматься наукой. Если Вы там действительно успешны, то и учёба не будет препятствием.

Тарасюк И.А.: Я бы сказал 30 на 70, перевес в сторону науки, но нельзя забывать и про разностороннее развитие личности.

2. Школьные оценки – показатель знаний?

Латыпова А.Р.: Нет.

Овцын А.А.: Смотря, что подразумевать под знаниями. Если мы говорим о тупом запоминании исторических дат, химических констант и типовых формул для решения интегралов – то да. Однако практические навыки ребёнка и особенно его творческую сторону так оценивать нельзя.

Тарасюк И.А.: Ни в коем случае, знаю несколько примеров, когда круглый отличник не в состоянии правильно применить свои знания в быту.

3. Нарушали ли Вы когда-нибудь технику безопасности при работе в лаборатории?

Латыпова А.Р.: Да.

Овцын А.А.: Замечательный вопрос! Исходя из специфики именно моей лаборатории: нарушал, конечно. Потому как у нас нет химикатов, особо вредных веществ, большого количества стеклянной посуды. Самым опасным фактором у нас на кафедре является электрический ток и какой-нибудь тяжелый советский амперметр, который еще Сталина помнит. С током никогда проблем не было. А так в лаборатории и пили, и кушали…

Тарасюк И.А.: Все мы не без греха, чего уж таить.

4. Опыты на животных – да или нет?

Латыпова А.Р.: Да, к сожалению.

Овцын А.А.: На меня наверняка посмотрят косо, но однозначно да. И скажу более: на людях тоже надо.

Тарасюк И.А.: Люблю животных и не хочу, чтобы им кто-то вредил, но это необходимое зло, поэтому да.

5. Учёный – это престижно?

Латыпова А.Р.: Конечно, да.

Овцын А.А.: Престижно, но в Европе и США – престижней.

Тарасюк И.А.: Учёный – это, в первую очередь, умный человек, а ум и интеллект – это всегда престижно.