О жемчужинах редкого фонда

16.01.2020

Изображение материалаВ последнем номере Российского химического журнала (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева) опубликовано сразу две статьи зав. отделом обслуживания научной литературой Инфомационного центра ИГХТУ Т.Б. Париновой о редких научных изданиях, имеющихся в фондах нашей библиотеки. В рамках реализации проекта ИЦ (библиотеки) ИГХТУ «Редкие книги: сохранность, изучение и использование» с 2018 года подобная информация публикуется в журнале регулярно.

2019 год, как известно, был обозначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Комментируя это событие, министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, заметила, что это решение было принято в том числе и «в честь 150-летия Периодического закона Д. И. Менделеева, который фундаментально повлиял и внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие химических наук».

Изображение материалаСтатья «Прижизненные издания трудов Д. И. Менделеева и книг о его жизни и деятельности, написанных современниками ученого», опубликованная в «Российском химическом журнале», посвящена этому важнейшему событию прошедшего года.

Публикация знакомит читателей с редкими изданиями Д. И. Менделеева, имеющимися в фонде библиотеки ИГХТУ. Особую ценность книгам придает то, что все они вышли при жизни выдающегося ученого: «Основы химии» (1883, 1895, 1906); «Grundlagen der Chemie» (1891); «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887); «Удельные объемы» (1856); «Учение о промышленности» (1901). В статье приводятся сведения об истории создания научных трудов ученым, их содержании и структуре, особенностях внешнего и внутреннего оформления, о российских издательствах, в которых были выпущены книги. Интересна и полезна будет читателям приведенная в статье информация справочного характера, из которой можно узнать, например, насколько подробно изложено в книгах содержание, предисловие и послесловие, какие вспомогательные указатели, дарственные надписи, особые отметки, свидетельствующие об истории «бытования» книг, имеются в изданиях.

Важный пласт литературы о Д. И. Менделееве и периодической системе химических элементов составляют книги, написанные учеными- современниками выдающегося химика. Одним из таких ученых был Николай Александрович Морозов (1854-1948) – русский революционер, народник, ученый, почетный член АН СССР. Он неоднократно встречался с Д. И. Менделеевым, дискуссировал по различным вопросам развития науки, общества, экономики. Высокую оценку научным трудам Н. А. Морозова дал академик Игорь Васильевич Курчатов: «Современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в свое время Н. А. Морозовым в монографии «Периодические системы строения вещества».

В редком фонде библиотеки имеются две книги Н. А. Морозова: «Периодические системы строения вещества» (1907) и «Д. И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего» (1908). В статье дается краткий анализ книг современника выдающегося ученого. В частности, рассказывается о структуре книг, справочных материалах, особенностях оформления, о том, где и в связи с какими событиями в своей жизни, Н. А. Морозов написал книги.

Изображение материала В том же номере «Российского химического журнала» размещена еще одна статья этого же автора - «Жемчужина человеческой мысли». В ней рассказывается о раритетном издании «Исследование стекловаренного производства и современного состояния его в России», также хранящемся в фонде библиотеки ИГХТУ. Книга была выпущена в 1856 году в Казани. Написал ее Андрей Кириллович Чугунов – замечательный ученый, яркий представитель Казанской школы химиков, который предстает на страницах книги, как «скрупулезный и дотошный исследователь, смело мыслящий технолог, человек самых широких интересов, эрудированный в самых разных областях».

Главный вывод, который делает автор в статье, – книга А. К. Чугунова «Исследование стекловаренного производства и современного состояния его в России» представляет большую ценность не только как памятник эпохи, имеющий первостепенное значение для познания и развития науки, но, и благодаря своему содержанию, сохраняет свою актуальность в настоящее время.