Школа интеграционного взаимодействия

19.02.2020

В сентябре 2019 года в ИГХТУ в рамках ХVII Всероссийской конференции и ХХVII Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей» состоялся Круглый стол в формате телемоста. Основная тема Круглого стола «Региональные модели адаптации образовательных и трудовых мигрантов» привлекла внимание специалистов в области русского языка как иностранного ряда российских университетов.

Изображение материалаИзображение материала Организаторами Круглого стола выступили: АНО Учебно-научный-консультационный центр «Интернаука», Ивановский государственный химико-технологический университет и Российский университет дружбы народов. В итоге его работы выстроились 3 региональные рабочие площадки: г.Анапа, где модераторами стали декан факультета для иностранных учащихся Адыгейского ГУ д.ф.н., профессор Тлехатук С.Р., и директор ЦТИГ ИГХТУ к.ф.н., доцент Антипина И.В.;

ИГХТУ, где работой региональной площадки руководили модераторы зав.кафедрой русского языка ИГХТУ д.ф.н., профессор Михеева Л.Н. и зав. кафедрой РКИ ВлГУ к.п.н., доцент Сенаторова О.А. (в работе площадки принимали участие русисты ИГХТУ, ИГЭУ, Ивановского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова и ВлГУ);

РУДН, где модераторами стали декан ФРЯ и ОД д.п.н., профессор Поморцева Н.В. и зам.декана ФРЯ и ОД, к.п.н., доцент Лаврова Е.Ю.
Руководителем проекта региональных площадок выступил проректор по науке ИГХТУ Марфин Ю.С. В истории Всероссийской конференции это был первый и удачный опыт работы региональных площадок в формате телемоста.

Изображение материалаКак и предполагалось, в декабре 2019 года материалы конференции были размещены на платформе Научной электронной библиотеки и в Российском индексе научного цитирования, а в феврале коллективная монография  «Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России» была получена авторами.
Третья глава монографии посвящена лингвострановедческим аспектам адаптации и интеграции международной миграции и составлена на основе материалов Круглого стола. Статья И.В.Антипиной «Пути решения проблем адаптации и интеграции трудовых мигрантов и их детей в Ивановской области» посвящена описанию проекта «В Россию – с надеждой» (№ 19-2-003897). Решением проблем адаптации и интеграции мигрантов в Ивановской области Центр подготовки и тестирования граждан зарубежных стран ИГХТУ занимается с 2015 года.

Основная идея проекта «В Россию – с надеждой», получившего поддержку Фонда президентских грантов – помочь мигрантам осуществить надежду Изображение материала на лучшую жизнь в Ивановском регионе, а коренным ивановцам – помочь сохранить привычный образ жизни в доброжелательном соседстве с мигрантами. Совершенно понятно, что для достижения этой высокой цели надо говорить на одном языке. В соответствии с календарным планом проекта, в рамках его реализации, 13 января 2020 г. была открыта Школа интеграционного взаимодействия «Надежда». В Ивановском государственном химико-технологическом университете приступили к изучению русского языка трудовые мигранты из Афганистана, Сирии, Кыргызстана и Таджикистана. В СШ №18 начали заниматься дети мигрантов.
Хорошо оборудованные классы и аудитории, спортивные залы и актовый зал, высококвалифицированные преподаватели и учителя, учебники, рабочие тетради, аудиовизуальные средства – все было подготовлено для достижения поставленной цели. Но это только одна сторона проблемы – готовность региона обучать мигрантов. Главное условие для достижения результата - это желание участников получать новые знания.

Учебный процесс активно развивается, в учебных группах складываются дружеские отношения между взрослыми людьми и между детьми, которые никогда прежде не были знакомы. Русский язык стал средством живого общения на занятиях и переменах. На уроках физкультуры в школе ребята играют в командные игры, делают упражнения на развитие внимания, ловкости и выносливости. Психологические тренинги учат детей общаться. Навыки обучения у воспитанников развиваются, занятия набирают темп. Все увереннее звучат диалоги и монологи на русском. 

Изначально для участия в проекте "Надежда" предполагалось принять на обучение 50 взрослых и 50 детей, но оказалось, что информация о том, как интересна жизнь в Школе, распространяется по городу и поэтому учиться приходят все новые желающие. Организаторы предоставляют такую возможность  - двери Школы будут открыты для всех до конца февраля.
Популяризация этого общественно значимого проекта осуществляется в социальных сетях: Facebook проекта, Instagram и Facebook руководителей национально-культурных объединений региона, на Всероссийских и Международных конференциях вузов. Проблема, решаемая в проекте, актуальна, вызывает живой интерес и отклик у населения и общественных организаций.

Центр подготовки и тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку

Изображение материала Изображение материала Изображение материала