Студенты ИГХТУ: «Я говорю о Войне»

09.05.2020

Чем дальше от нас Великая Отечественная война, тем сложнее нам размышлять и говорить о ней, избегая формальных, учебных знаний и готовых выводов. Современное гуманитарное научное знание стремится уйти от «проверенных» истин, решает задачи формирования нового типа интеллектуального сознания молодого исследователя, в котором особенно значимыми становятся стратегии персонального поиска и анализа уникальных источников, осмысление научной проблемы через личные контексты. Выполнению этих задач была посвящена подсекция «Великая Отечественная война в памяти поколений» в рамках конференции «Дни науки 2020 в ИГХТУ», инициатором которой выступила кафедра истории и культурологии. Представленные 22 доклада с презентациями отразили разные аспекты изучения этого важнейшего события в истории страны. Студенты продемонстрировали умение пользоваться актуальными методиками исследования, обнаружили неподдельный интерес к «семейной», «личной» истории, к материалам домашних архивов.

Проблемами исторической памяти поколений ученые занимаются давно. А. Ассман говорит о том, что современный человек не всегда понимает, зачем ему нужна мемориальная культура, сформулированная довольно давно, потому что она выглядит как некоторая попытка нормирования того, что нужно помнить или что не должно быть забыто. Не случайно некоторые ученые заговорили о проспективной памяти.

СПРАВКА: Проспективная память - система припоминания, которая, отталкиваясь от того, что люди знают о своем настоящем и своем прошлом, готова предположить необходимые действия для построения будущего, согласовывающаяся с нашими представлениями о том, что такое нормальная жизнь и из чего она произрастает.

Научный уровень выполненных студентами работ во многом определялся их желанием и способностью вписать свое исследование в современный научный контекст: при подготовке докладов часть из них (А. Пичурова, А. Сидорова, Ю. Карцева) обратились к серьезным научным монографиям российских и зарубежных авторов.

Изображение материалаБольшая часть представленных докладов – это подробно реконструированная история семьи в годы ВОВ, основанная на поиске, изучении и детальном анализе имеющихся в «домашнем архиве» источников. Это фотографии, письма героев, награды (ордена и медали, благодарности командиров) и, конечно, материалы «устной истории», собранной и записанной со слов родных самими студентами. По сути, это – результат работы кафедры истории и культурологии по инициирован- ному еще в 2002 году проекту «История страны – история семьи» – «Война. Семья. Победа». Сверхзадача проекта – через интерес к личной семейной истории сформировать устойчивый интерес к истории Отечества. В этом учебном году проявились и некоторые новые тенденции:

• как правило, студенты вели разговор с поколением «детей войны» (психология восприятия, память детства и т.п.) или с потомками героев Великой Отечественной войны (характер отношений детей и внуков к старшему поколению проявлялся даже в степени сохранности документов, отношении к формированию «архива»);

• тематика часто смещалась в сторону повседневной истории войны, к проблемам героизма в тылу, в том числе, героизма детей на «трудовом фронте»;

• проявился интерес к самому источнику («письма с фронта», награды, грамоты).

Также появился тематический блок «Великая Отечественная война в текстах культуры» (плакат, песня, мультфильм и др.), лучшими работами в его рамках признаны доклады А. Беликовой, Н. Давлетовой.

Изображение материалаНо самой заметной и, на наш взгляд, положительной тенденцией стало – преодоление формального (проявившегося в последние годы) интереса к истории Великой Отечественной войны. Студенты (за редким исключением) самостоятельно налаживают «диалог поколений», рассказывают, что большую помощь в реконструировании событий военной семейной истории им оказывали родители, бабушки и дедушки и другие родные. Они восхищаются мужеством, выносливостью, бытовым аскетизмом военного поколения. Удивляются и гордятся своим прошлым. Рассказывают о прадеде-генерале (А. Брусов) и о прадеде, «пропахавшем и освободившем пол-Европы» (А. Сидорова), о прабабушке, девчонкой работавшей на Горьковском автозаводе и успевавшей по ночам читать книги при «лампе в полнакала», о детях войны (А. Пичурова, М. Зорин), о войне всего советского народа (из республики Украина или поселка Лежнево Ивановской области (А. Ковалев, Т. Казарина и др.). При внимательном анализе в студенческих работах (А. Лампасова, В. Чагина, др.) заговорили даже «молчаливые» источники (медали, рисунки на грамотах и др.). А сами исследователи открыли для себя и официальные государственные, ведом- ственные архивы, сумели вписать историю своей семьи в контекст не только российской, но и европейской истории (А. Филиппова).

Полагаем, что дело не только в растущем государственном внимании и возможности получить «дополнительный балл» за доклад, но и в высокой степени индивидуализации современного поколения студентов, в понимании важности личной стратегии получения уникальных знаний. И особенно важно осознание многими студентами – участниками конференции, что выстраивание своего будущего невозможно без обращения к личной семейной истории, которая позволяет лучше понять и историю страны.

Конференция завершилась, но преподаватели кафедры истории и культурологии предложили новый учебный проект «Я говорю о Войне …» / «Война в текстах художественной культуры».

Тексты культуры – это один из немногих доступных нам сегодня способов постижения внутреннего мира человека, пережившего войну: кинофильмы, искусство периода Великой Отечественной войны и последующей эпохи, песни, написанные как во время войны, так и после нее, в которых события военного времени получают эмоциональное, лирическое и художественное измерение. Только погружение в эти тексты даст нам возможность понять, что чувствовал человек на войне, что заставляло его жертвовать собой, как война меняла его сознание.

Студентам предложено на основании знакомства с различными текстами культуры сформулировать свое понимание проблем существования человека на войне, свое видение войны как трагического этапа истории страны и мира, попробовать сделать выводы о том, что нового дают нам для изучения истории эти уникальные источники.

Е.М.Раскатова, руководитель подсекции «Война в памяти поколений»

М.А.Миловзорова, зав. каф. истории и культурологии

«Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!»: коллективная память о войне в опыте личного знания и переживания, Анна Сидорова, гр. 1/42 (руководитель: д.и.н., проф. Е.М. Раскатова)

Изображение материала«Мой прадед Юрий Васильевич Четвериков участвовал в Великой Отечественной войне. В 16 лет он работал день и ночь в колхозе трактористом, а затем, уже вдали от дома, на одном из военных заводов, готовил снаряды для фронта. Скрывая от матери и от людей мальчишескую боль за погибшего в 1942 году отца, прадедушка рвался на фронт. В ноябре 1943 года, когда ему было 17 лет, надел солдатскую шинель. В артиллерийский полк 57-й стрелковой дивизии, которая находилась под Ковелем, прибыло новое пополнение, в котором был и Ю. Четвериков. Необстрелянных новичков распределяли по батареям. Мой прадед попал в разведку. Нового разведчика повели на наблюдательный пункт, НП находился на возвышении возле сгоревшего дома. Впереди открытая местность. «Этак и нас могут раньше выследить» - подумал он, но мысль прервал телефонный звонок. Дедушка снял трубку и услышал: «Передайте двенадцатому, чтобы везли огурчики, а коробочка сломалась». Затем трубку взял комбат. А дедушка стал делиться с друзьями разведчиками новостью, что из-за какого-то пустяка им не пришлось полакомиться свежими огурцами. И тут же был ошпарен хохотом: «Ты что, не слыхивал про огурцы? Так это же о снарядах!».

Но в это время шла подготовка к большому наступлению. И когда оно начнётся, о смелости и смекалке молодого разведчика заговорят не только в батарее, дивизионе, но и в полку …Мама с улыбкой вспоминает тот момент, когда дедушка рассказывал ей про огурцы».

 

Искусство войны: образы противостояния в полиграфии военных лет, Анастасия Беликова, гр.1/11 (руководитель - к.и.н., доцент А.В. Макарова)

Изображение материала«Тема военного плаката актуальна для изучения, (…) в 1940-х гг. полиграфическое искусство было инструментом поднятия боевого духа, создавало образ общенародного военного подвига, хоть и трудного, но необходимого. Полиграфия выполняла роль традиционного инструмента мобилизации всех ресурсов страны, привычного еще с довоенного времени, с периода «культурной революции». Но, в отличие от них, военные плакаты пытаются объединить все советское общество на основании единых универсальных ценностей, не всегда связанных с ценностями социализма.

 

Личная история как путь постижения смыслов трагедии войны, Алина Пичурова, гр. 1/22 (руководитель: д.и.н., проф. Е.М. Раскатова)

«Личная история моей прабабушки Анастасии Дмитриевны Щепетовой, участницы Великой Отечественной войны, труженицы тыла, казалось бы, типична для многих женщин того времени. Но сохранившиеся воспоминания приоткрывают уникальную историю удивительной судьбы. Молодая девушка понимала ответственность за семью (воевавшего отца, оставшуюся в деревне мать и младших братьев) и страну, важность работы на оборонном предприятии и как могла приближала Победу (работа по полторы смены подряд, караульные дежурства на крышах, часто «на голодный желудок», шитье одежды для себя и других рабочих, и др.). Военная повседневность сохранилась в памяти моей прабабушки трудностями с питанием (рецептами «икры» из цветущей крапивы, крапивных щей, чая из зверобоя, полыни, Иван-чая и др.); «хилой гигиеной»: месяцами записывались в общественные бани, а когда закончилось мыло, стирали и мылись золой или ее щелочным раствором; «недосыпами»: из-за постоянных бомбежек приходилось селиться подальше от завода, а потом каждое утро проходить немалый путь до места работы»; выделенными химпакетами, которые уносила домой, чтобы использовать как грелки для детей и т.п.»

   

Анастасия Лампасова (гр. 1/184, руководитель –  к.ф.н., доц. Масленникова О.Н.) о своем прадеде:

«В нашем домашнем архиве хранятся записи устного рассказа моего дедушки о боевом пути своего отца, то есть моего прадеда, участвовавшего в Великой Отечественной войне. В этом году я начала исследование домашнего архива семьи Лампасовых и сбор данных по результатам запросов на различные сайты.

Мой прадедушка, Кирилл Константинович Лампасов, родился в 1904 г., в мирное время работал поваром на ивановской фабрике-кухне № 2, был призван в армию из Иванова, служил в 409 гвардейском пушечно-артиллерийском Таллинском полку 62 Гвардейской корпусной артиллерийской бригады 2 Украинского Фронта. В августе 1943 года за оборону Ленинграда и участие в прорыве блокады награжден медалью «За оборону Ленинграда», а в апреле 1945 года - медалью «За боевые заслуги». Один факт позволяет мне понять героизм прадеда: до конца войны оставался всего месяц, но отец троих детей, рискуя жизнью, несколько раз выносил из горящего склада (!) артиллерийские снаряды и передавал их артиллеристам своего полка, которые отбивали контратаку фашистов под дер. Юденау. Прадед вынес 10 единиц снарядов, об этом известно из приказа №06/А по 409 (выдержка из него на фото). Так для меня открылись страницы семейной истории, подтверждение которой сегодня мы можем найти в открытых архивах, в том числе в сети Интернет. Следовательно, опыт сохранения личного архива семьи, появление открытых архивов и интернет-порталов позволяют сохранить и укрепить важную черту цивилизованного человека - память народа о своей истории и своих героях.»

Изображение материала

Выписка из Приказа о награждении Медалью «За боевые заслуги» (Интересно, что родственники обратили внимание на ошибку в фамилии и все-таки, сделав запрос, получили подтверждение, что речь идет о Лампасове Кирилле Константиновиче, прадедушке Насти.

 

Артем Брусов (гр. 1/36, руководитель –  к.ф.н., доц. Масленникова О.Н.) о  своих прадедах, генералах войны

«В системе моих ценностей восстановление знаний о жизни и боевом пути моих прадедов - генералов фронта – занимает особое место. Я с раннего детства находил в семейных альбомах фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, но когда попросил родителей рассказать о них, выяснилось, что сведений и документов почти не осталось. Однако возникшая потребность восстановить боевые пути Терентьева Бориса Дмитриевича и Брусова Константина Павловича привела к мысли начать исследование. Источниками информации послужили устные рассказы родственников: бабушки Жадейкиной Н.М. и Широковой В.Ю., дедушки Широкова В. В., дяди Брусова В.Ю., моих родителей Брусовой М.В. и Брусова С.Ю., а также сведения из военных мемуаров и сети Интернет. Особенно интересны и важны для понимания ВОВ такие современные ресурсы по сохранению личной и коллективной памяти: «Память народа» (]]>https://pamyat-naroda.ru/]]>), «Моя победа: Реальные истории великой Победы» (]]>http://moyapobeda.ru/]]>) и « Солдаты ХХ века» (]]>http://wwii-soldat.narod.ru/]]>), где я мог найти подтверждение некоторым фактам о судьбах моих прадедов-генералов, в частности, об их участии в многочисленных стратегических операциях.»

 

ХХ век в истории семьи: Великая Отечественная война. Алексей Ковалев, гр. 1/11 (руководитель - к.и.н., доцент А.В. Макарова)

Чтобы проследить историю ХХ века через историю моей семьи, я попытался связать еще сохраняющуюся семейную память с историческим контекстом, в котором жили предшествующие поколения семьи.

Были выявлены такие исторические явления, сохранившиеся в семейной памяти, как раскулачивание, комсомольские движения 1930-х гг., война, масштабные стройки 1960-х годов, молодежные стройки 1970-х годов, распад СССР. Удалось обнаружить, что Войне в памяти семьи принадлежит особое место, сама память о факте участия членов семьи в ней сохраняется более устойчиво, хотя детали этой памяти утрачены.

Общая, историческая память о войне, воссоздаваемая в каждом поколении, важна в сознании всего общества, потому что позволяет ему заново переживать свое целостность, чувство единства с прошлыми поколениями.»

 

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»: образ Великой Отечественной Войны в песнях военного времени. Дмитрий Сбытов, гр. 1/11 (руководитель - к.и.н., доцент А.В. Макарова)

«Спустя более 75 лет со времени Великой Отечественной войны одним из источников, которые позволяют реконструировать живую память о ней, являются песни. Песни поднимали дух, не давали людям пасть в отчаянье и позволяли верить в лучшее, но даже в военных песнях прослеживается тоталитарная идеология, продолжение конструирования культа личности Сталина. При этом подлинно жили песни, заслужившие в боях право на существование, закреплявшие в сознании и памяти то, что для людей имело реальное значение, но не было значимо с точки зрения государства.»

 

В работе «Документы из домашнего архива и материалы интервью как источник по истории моей семьи в годы Великой Отечественной войны» А.Д, Бандуриной, учащ. химлицея (руководитель – к.и.н., доцент Д.В. Самотовинский) представлены результаты исследования по истории семьи в годы ВОВ. Исследование проводилось на основе документов из домашнего архива, а также материалов интервью с родственниками. На основании собранных материалов восстанавливаются основные моменты биографии предков в военные годы - Геннадия Парменовича Коробова (1925–1990), попавшего на фронт в 18 лет, служившего артиллеристом, Бориса Ефимовича Лапшина (1923–1974), танкиста, участника битвы на Курской дуге и многих других.

Изображение материала Изображение материала

Коробов Г. П. (1925-1990), Лапшин Б. Е. (1923-1974)

 

В докладе «Деятельность ИвГМА в годы Великой Отечественной войны» В.С. Грибова и В.А. Кочетковой, учащ. химлицея (руководитель – к.и.н., доцент Д.В.Самотовинский), поставивших себе цель стать врачами, представлены результаты исследования документов Музея ИвГМА. Газетные заметки, фотографии послужили ценными источниками о жизни преподавателей и студентов ИвГМА в годы ВОВ, об их вкладе в Победу.

 

Мультипликация периода Великой Отечественной войны. Наталия Давлетова, гр.1/2 (руководитель – к. фил. н., доцент М.А. Миловзорова)

Изображение материала«…мультипликация в эти непростые годы стала одной из форм духовной, психологической и эмоциональной поддержки советских людей. Анимационные ленты сестёр В.С. и З.С. Бруиберг, Д.Н.Бабиченко, И.П. Иванова-Вано, воплощавшие литературные, фольклорные и другие культурно значимые сюжеты становились для многих символом того, что искусство даже в самые тяжелые времена находит способы и формы, чтобы говорить с человеком о важном и возвышенном».

 

 

«Подвиг разведчика: миссия спецслужб периода Второй мировой войны через призму семейной истории». Михаил Куликов, гр.1/2 (руководитель – к.фил.н., доцент М.А.Миловзорова)

Изображение материала «В истории моей семьи переплелись судьбы трех разведчиков, воевавших за СССР и Великобританию, – в России намного позже встретились их потомки. Один из прадедов в звании подполковника служил в Первом Украинском фронте в качестве разведчика – следил за передвижением фашистов ночами по суше. В отряде Героя Советского Союза Н. Ф. Ватутина участвовал в таких операциях как Битва за Днепр (1943), в Киевской наступательной операции (1943). Другой прадед был капитаном в разведывательном учреждении Великобритании MI8. В середине 1942 года в Вюнсдорфе он работал в должности личного водителя особых и первых лиц Германии, собирал секретную информацию и отправлял командованию. Прабабушка была капитаном в разведывательном учреждении Великобритании MI6… История их войны позволяет понять, что за сухими фактами учебников, так же, как и за романтическими образами кинофильмов о разведчиках, стоят живые люди, которые в период войны ежедневно совершали трудную и опасную работу, люди, жизнь которых намного интереснее историй киногероев. И понять, что именно Человек, определяет движение истории — опытом противостояния или сотрудничества, изменяющего, в конечном итоге, судьбу человечества».

 

«Развитие Сибири в годы Великой Отечественной войны: история написанная людьми». София Филиппова, гр. 1/147 (руководитель – к.фил.н., доцент М.А.Миловзорова)

«История моей семьи уходит в 18 век – время активного переселения в Россию иностранцев, в числе которых были и мои предки. Но в данном докладе в фокусе моего внимания оказалась жизнь Сибири периода Великой Отечественной войны: именно туда приводит нас семейная история. Сохранившиеся в семейном архиве многочисленные источники позволяют реконструировать как судьбы воевавших прадедов, так и особенности жизни и работы в сибирском тылу. Образцовой, с точки зрения советского человека, была история Кузьмы Малафеевича Филиппова, который прошел большую часть войны, получил три ранения и был награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны I степени. Родственница, Екатерина Васильевна Жабота, встретившая войну в тылу почти ребенком, вспоминала, что летом 1941 года, когда все мужчины в селе Кочки ушли на фронт, собрали 35 детей постарше, среди которых была и она, и отправили в Камень-на-Оби учиться. Добираться пришлось пешком 200 км, почти босиком, девочек учили на комбайнеров и токарей. В одну из зим по пути на работу Екатерина Васильевна попала в бурю, ее засыпало снегом, она получила серьезное обморожение, после чего не могла ходить полгода. Как только ей удалось встать на ноги, она возобновила работу для фронта… Я думаю, что внимательно изучая источники семейного архива, мы когда-нибудь напишем, возможно, противоречивую, но абсолютно правдивую историю, главным героем которой становится человек».

Изображение материала   Изображение материала 

 

Военные медали в домашнем архиве: как я узнавала историю войны. В.О. Чагина, студ.1 курса (руководитель –  к.ф.н., доц. Масленникова О.Н.)

«Родственники сохранили в домашнем архиве боевые награды моих предков - А.Н. Чагина и А.Н. Зайцевой. Сначала для меня это была история Войны. Я своими глазами могла увидеть знаки героизма, медали: «За отличие в охране государственной границы СССР», две медали «За безупречную службу"» I степени, «За безупречную службу» II степени, «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», две медали «За боевые заслуги». Потом, когда узнала про совместную службу прадедушки и прабабушки, поняла, что это еще и история любви.

Изображение материалаИ хотя прадедушку мне не удалось застать при жизни, а прабабушка умерла, когда я была еще в совсем юном возрасте, их медали до сих пор могут рассказывать о героизме моих родных. Об этом я могу судить не только по сохранившимся в нашем семейном архиве медалям, содержание, смысл и символическое значение которых я теперь понимаю как никогда, но и по письмам и фотографиям и непосредственным рассказам бабушки. Это дает мне возможность знания, кто и как защитил страну, почему память о ВОВ – это важная страница не только коллективного архива памяти, но прежде всего – памяти моей семьи. А вместе с этим и памяти страны.»

2 медали «За боевые заслуги»: одна - прадедушки, другая - прабабушки.

 

Отрывок из эссе для проекта «Я говорю о Войне…», Анастасия Алехина, группа 1/16

«Война 1941–1945 годов. Я узнавала об этом страшном времени по рассказам близких, фильмам, книгам, но осознание того, насколько важную информацию я получаю, приходило постепенно … Война забрала у людей «обычную жизнь», заставила детей быстро повзрослеть, рассеяла надежды... Война осталась шрамом в сердце каждого пережившего то страшное время. Шрамом, который передается из поколения в поколение, потому что воевали наши близкие». Мои прадедушки, Анатолий Андреевич Хандин, Иван Васильевич Степанов воевали, прошли войну от начала и до конца. Вернулись с войны с многочисленными ранениями, напоминавшими о себе весь остаток жизни. Один из прадедушек, Анатолий Андреевич, получил тяжелое ранение в ногу, ее пришлось ампутировать даже без наркоза. Но дед, и потеряв ногу, все равно продолжал трудиться, помогать по хозяйству до последнего даже в тех делах, которые были трудны обычному человеку. К примеру, метал стоги на одной ноге. Ему поставили протез, потом он работал в колхозе как абсолютно здоровый человек, не жалел себя, потому что так был воспитан, такое вот серьезное отношение ко всему имел.

Всё хозяйство во время войны было на плечах моих прабабушек. Нужно было не только работать в колхозе, но и успевать выполнять непосильную домашнюю работу, очень не хватало в доме мужских рук. У прабабушки Манефы, жены прадеда Ивана, на руках было четверо детей. Прадедушка Иван ушел на финскую войну зимой в 1940 году. В 1941-м – отпустили домой по ранению, в 1942-м был дома, в декабре этого же года его снова взяли на войну. «Возьмешь языка, то ли я его доведу, то ли он меня пришибет. Нужна была ловкость». Был в различных горячих точках, весь был изранен, лишен нескольких пальцев, жил в осколками в груди и в голове. Писал письма Манефе, но, к сожалению, эти письма до моего времени не сохранились, не уберегли. У прабабушки Манефы были братья, которые тоже ушли на войну и не вернулись, двое сгорели заживо в танке…

Брат моего дедушки по отцовской линии ушел на войну в возрасте семнадцати лет, к сожалению, не вернулся. Мы с отцом провели большую работу, чтобы найти, где и когда он погиб. За несколько дней до Победы он был убит. Та же история с дядей моего отца. «Пропавшие без вести» солдаты Войны… Их возвращения родные ждали каждый день, много лет. А что в итоге? Мы узнаем о них только спустя столько лет. Вот о каком шраме я говорила. Война проносится сквозь время и остается важной частью нашей современности. Для меня герои – не супермены от Marvel, а вот эти простые люди, которые внесли вклад в наше будущее. Они подарили его нам ценой своей жизни».