Философия в поисках смысла: студенты об актуальном и вечном

17.06.2020

«Хочется ценить то, что имеешь, ценить любимые мелочи, ценить своих близких людей,

ценить жизнь, где ты сам волен распоряжаться ей»

(цитата из студенческих работ)

В мае-начале июня в контексте празднования Юбилея Победы кафедра философии пригласила всех желающих поделиться мнениями об одном из самых важных философских вопросов – смысла жизни. Тема оказалась интересной: за месяц участие в дискуссии приняли около полусотни студентов (возможно поспособствовали режим самоизоляции и конец семестра). Предложенный в качестве отправной точки для размышлений текст книги В. Франкла «В поисках смысла» вызвал разные оценки.

Отрадно, что большинство участников обмена мнениями оптимистично смотрят на возможность нахождения неповторимого смысла своей жизни, считая это главным моментом самореализации и обретения внутренней гармонии. В то же время студенты писали и о сложностях, с которыми они сталкиваются на этом пути: «нас учат быть успешными, поддерживать свой статус материальными вещами; и начинается гонка за новыми престижными моделями телефонов, часов и автомобилей». Многие отмечали, что современность часто заставляет «придумывать себе судьбу или проживать чужую жизнь», а темпы социальных изменений не позволяют «учиться жизни и мудрости». Поэтому особо ценными студенты называли преодоление своих заблуждений; сохранение способности сомневаться; умение «не захлопнуть дверь перед собственными ощущениями, пренебрегая малыми смыслами»; обретение круга близких людей, о которых хочется заботиться.

Немногие решились прочесть отрывок, относящийся к жизни автора книги в концентрационном лагере. Те, кто это сделал, писали о противоречивых и неудобных для себя выводах: «Франкл стремился показать, что для людей, месяцами находящихся на грани смерти, наши повседневные проблемы не представляют из себя ничего серьёзного»; «какие-то переживания, после прочитанного, даже не стоят того, чтобы обращать на них внимание».

Философия и психология – особые знания, требующие эмоционального формата передачи. Для их усвоения нужна не только теоретическая информация, но и личные переживания. Опыт организации «удаленной» дискуссии показывает, что даже в условиях дистанционного обучения мы можем включать в учебный процесс индивидуальный компонент осмысления гуманитарного опыта, так необходимый современной системе образования.

Пожалуй, самым важным результатом нашей заочной дискуссии о книге В. Франкла следует считать следующее мнение: «каждый человек, прочитавший этот отрывок, должен научиться понимать — какие бы трудности не возникли в его жизни, он с ними справится».

Мы благодарим всех высказавшихся за участие! Особую благодарность хочется выразить А. Серовой, А. Смирновой и А. Чуфарину (гр. 2/11); В. Беляевой, А. Егоровой, Е. Зезиной (гр. 2/9); В. Скрынникову и П. Чувикину (гр. 1/184).

Е.В. Палей, зав. каф. философии