Ораторское выступление в виртуальном формате – возможно!

09.07.2020

Известно, что из любых сложившихся ситуаций человек всегда извлекает опыт. В этом непростом учебном семестре адаптироваться к новым реалиям пришлось всем – и студентам, и преподавателям. Но сколько нового, интересного открыли мы в процессе обучения! Так в рамках занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в виртуальном формате преподаватели кафедры русского языка провели слушания ораторских выступлений. Тема «Риторика» занимает большое место в курсе и всегда вызывает интерес студентов.

Задание «подготовить ораторскую речь убеждающего или побуждающего характера на 3-5 минут звучащего текста и записать видеоролик со своим выступлением» вызвало сомнения. Выступать перед аудиторией, которой нет? Однако студенты взялась за дело с энтузиазмом – «это же интересно попробовать».

В виртуальном пространстве все проходило очень живо. Для проведения занятий преподаватели использовали различные ресурсы и платформы (Moodlе («Студенческая папка»), Zoom, ВК, Skype), все участники могли видеть (или хотя бы слышать) выступления друг друга. Наряду с преподавательскими комментариями и оценками ораторских выступлений студенты также имели возможность высказать свое мнение, написать отзыв и задать вопросы.

Теоретический материал, полученный ребятами на занятиях в курсе по культуре речи, не ушел в песок. В ораторских выступлениях активно использовались различные приемы привлечения внимания аудитории – апелляция к событиям, к известным и авторитетным источникам, вопросы (в том числе риторические), юмористические замечания.

Преподавателей удивило разнообразие тем. От актуальных (касающихся помощи больным детям и пожилым людям, сохранения природы, бережного отношения к животным), до злободневных («Я против расизма», «Роль донорства», «Прививки»). Звучали, конечно, и «вечные темы» – «Отцы и дети», «Для чего нужны друзья?», «Сила воли» и многие другие.

В год 75-летия победы в Великой Отечественной войне не осталась в стороне тема подвига советского народа. В своих выступлениях юные ораторы (И. Рыжов, гр. 2/20 и А. Молоскин, гр.1/10) призывали помнить об этом, гордиться, следовать историческим традициям.

Немало было рассуждений о смысле жизни, о роли высшего образования в жизни человека, об изучении иностранных языков, о необходимости повышения грамотности молодого поколения. Банальных тем не было вовсе. Навеянные сложившейся ситуацией темы «Как пережить одиночество?», «Поверь в себя!», «Полюби свои недостатки!» так или иначе заканчивались оптимистическими выводами и призывами. Некоторые выступления студентов вышли за рамки задания. И мы увидели настоящее художественное творчество! Это, например, выступления Т. Доткаева (гр. 1/7), П.Зайцевой  (гр. 1/9) и другие.

Преподавателям, ведущим курс «Русский язык и культура речи», очень хотелось познакомить аудиторию нашего университета (в настоящее время и виртуальную) хотя бы с некоторыми ораторскими выступлениями. Мы уверены, что строгие педагоги – физики, химики, математики – с удовольствием посмотрят (теперь и под другим углом зрения) на своих любимых студентов, оценят их ораторские способности. А сами студенты – поучатся друг у друга тонкостям публичного выступления.

Н.Н.Челышева, ст. преподаватель каф. русского языка