о преподавании русского языка в дистанционном формате и не только…

20.10.2020

С 14 по 16 октября на научно-образовательных площадках Москвы и Санкт-Петербурга проходил IV Международный Конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность». Организаторами выступили Российский университет дружбы народов, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).

В рамках Конгресса проходили различные мероприятия в очном и дистанционном форматах: V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан»; форум преподавателей русского языка «Обучение русскому языку в многоязычном мире: российский и зарубежный опыт»; научно-практический семинар «Проектирование и реализация программ подготовки иностранных специалистов на постдипломном этапе: предмагистратура, предординатура, предаспирантура». Для специалистов в области РКИ (Русский язык как иностранный) проводились круглые столы по актуальным темам реализации программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, мастер-классы и открытые уроки ведущих преподавателей РУДН и Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, была организована выставка учебно-методической литературы и предусмотрены программы повышения квалификации.

В ходе Конгресса обсуждались вопросы деятельности подготовительных факультетов и отделений вузов РФ, теоретические и методологические основы методики преподавания русского языка как иностранного, в том числе вопросы, связанные с методикой обучения научному стилю речи и языку специальности, а также актуальные проблемы современного дистанционного обучения и др.

Изображение материала  Изображение материала   Изображение материала

В работе Конгресса в дистанционном формате приняли участие и преподаватели кафедры русского языка ИГХТУ. На круглом столе «Язык специальности и научный стиль на этапе подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» с докладом выступили д.ф.н., профессор Л.Н. Михеева, к.п.н. Д.С. Карасева. На Круглом столе «Обучение русскому языку в онлайн-формате на этапе предвузовской подготовки» представила свой доклад к.ф.н., доцент И.В. Долинина.

На выступлении «Аудиоуроки как способ дистанционного обучения научной речи иностранных учащихся на этапе предвузовской подготовки» был презентован аудиокурс Л.Н. Михеевой по научному стилю речи (раздел «Химия»), размещенный в ЭИОС университета. Докладчики представили структуру курса, результаты констатирующего исследования по формированию фонетико-фонологической компетенции, проведенного Д.С. Карасевой, продемонстрировали фрагмент аудиоурока. Тема доклада, связанная с особенностями дистанционного обучения русскому языку иностранных граждан, и обозначенные проблемы вызвали большой интерес у аудитории (а она была внушительной ‑ около 60 человек на заседании), при этом выяснилось, что не все региональные вузы в полной мере владеют навыками работы в онлайн-формате. Серьёзным результатом выступления можно считать и то, что центральное издательство «Златоуст», специализирующееся на выпуске учебной литературы по РКИ, выразило желание сотрудничать с авторами доклада. Было предложено издать аудиокурс в качестве отдельного образовательного ресурса: как печатное пособие с QR-кодами для прослушивания, как электронную версию с приложением в виде аудиокниги на Литрес и др., как подписку в составе коллекции по РКИ на платформе IPR-медиа и на платформе издательства.

Выступая с докладом «Дистанционный формат преподавания аспекта «Развитие речи» иностранным учащимся довузовского этапа обучения», И. В. Долинина поделилась наблюдениями на основе личного опыта работы на дистанте, а также представила учебное пособие «Слово есть дело» для иностранных учащихся подготовительного отделения (в соавторстве с Е.С.Антипиной). Пособие также размещено в ЭИОС университета.

Докладчиками также были подготовлены научные статьи ‑ по итогам Конгресса планируется издание сборника материалов. 

Кафедра русского языка