Первая страница

Вы здесь

Кафедра русского языка поздравляет

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА ПОЗДРАВЛЯЕТ
ВСЕХ ЖЕНЩИН С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЖЕНСКИМ ДНЕМ 8 МАРТА!

Единство противоположностей или образ женщины в русской культуре

         

Попробуем наглядно проследить по одной из версий, как день солидарности женщин превратился в праздник «весны, любви и вечной женственности» на примере поэзии и живописи.

Ты — шелест нежного листка,
Ты — ветер, шепчущий украдкой,
Ты — свет, бросаемый лампадкой,
Где брезжит сладкая тоска. 
(1894, К.Бальмонт)

Часть 1. История праздника. Противоположности...

Исторические корни праздника имеют феминистический и политический окрас. В 1901 году 8 марта американские домохозяйки заполнили улицы Чикаго с перевернутыми вверх дном кастрюлями и тазами. Таким оригинальным способом они хотели привлечь к себе внимание общества и властей. Участницы шествия требовали уравнения политических прав, уважения к себе, возможности работать на производстве и служить в армии рядом с мужчинами. Через семь лет феминистки повторили свои требования, но уже в государственном масштабе. После чего в США был провозглашен Национальный женский день.

Звуки вьются, звуки тают…
То по гладкой белой кости
Руки девичьи порхают,
Словно сказочные гостьи.
(1911, Н.Гумилев)

В августе 1910-го более 100 участниц Второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене единодушно поддержали предложение Клары Цеткин,  немецкой коммунистки, женщины-реформатора, ежегодно в начале марта отмечать День женщин, чтобы привлечь внимание к вопросу равных прав, смысл этого праздника неоднократно менялся.

   

Первые женские праздники в различных странах отмечались в разные даты марта. И только в 1914 году свой праздник труженицы мира отметили 8 марта.

Сверкнет холодное запястье,
И, речь прервав, она сама
Уже твердит, что сила страсти –
Ничто пред холодом ума!..
(1914, А. Блок )

В России женский день впервые отметили в дореволюционном Петербурге 2 марта 1913 года. В этот день прошло одобренное правительством «научное утро по женскому вопросу», в его повестке дня стояли проблемы материнства, инфляции и права голоса женщин. В мероприятии участвовало полторы тысячи человек.

Плавали бурно в шампанском, кушали пряные трюфели,
Аэропланом взлетали, били мужчин по щекам,
Ало-атласные туфли, ало-атласные туфельки!
Вы, чьи носки к молодежи! чьи каблуки — к старикам!
(1917, И.Северянин)

В революционном 1917 году действующее правительство не дало возможности петербурженкам отметить международный женский праздник. Попытки примкнуть к женщинам других стран закончились столкновениями. Надо помнить, что Февральская буржуазная революция в царской России, приведшая к свержению монархии и началу демократических преобразований, началась именно с массовых уличных демонстраций женщин с требованиями «Хлеба и мира». Это знаковое событие в Петрограде произошло 23 февраля по юлианскому календарю, т. е. именно 8 марта — по григорианскому.

В 1919 г. для более широкого привлечения женщин к поддержке политики большевиков появились женсоветы — специальные структуры при партийных ячейках. В 1920-х празднование 8 марта все еще имело отчетливую связь с обеспечением равных прав женщин. Этот день использовали как возможность напомнить о проблемах, с которыми сталкивались женщины в социальной, образовательной, политической и других сферах. В СССР этот праздник появился благодаря подруге Клары Цеткин, пламенной революционерке Александре Коллонтай.

А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня...
(1921, А.Ахматова)

В 1921 г. 8 марта получил статус государственного праздника. Уже в первые годы советской власти началась систематическая подмена его смысла — прежде всего за счет смещения акцента с гендерного равенства на классовую борьбу: на политических плакатах того времени этот день назван Днем солидарности «женщин-тружениц», «пролетарок» и т. п.

       

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
(1931, Б.Пастернак)

Празднование 8 марта в СССР превращается в смотр достижений советских женщин, о количественных и качественных масштабах которых руководству партии сообщают в специальных отчетах. Праздник приобретает все более выраженный пропагандистский характер, в то время как возможности для обсуждения проблем и фактов дискриминации женщин практически исчезают.

Сняли вы бушлаты и шинели,
старенькие туфельки надели.
Мы еще оденем вас шелками,
плечи вам согреем соболями.
Мы построим вам дворцы большие,
милые красавицы России.
Мы о вас напишем сочиненья,
полные любви и удивленья.
(1945. Я Смеляков)

После Великой Отечественной войны в празднованиях 8 марта особое звучание получает тема материнства. Учитывая вызванный войной демографический кризис, в 1944 г. был введен ряд государственных поощрений для многодетных и одиноких матерей (почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и медаль «За материнство», получение которых предусматривало ряд ощутимых социальных льгот и помощи).

Вы, женщины сороковых годов,
Родившиеся при Советской власти,
Средь вас я знаю многих гордых вдов,
Всегда молчащих о своем несчастье.
Не вышли замуж вновь не потому,
Что так легко в душевной жить пустыне:
Вы сохранили верность одному,
Погибшему на Волге иль в Берлине.
(1960, Е. Долматовский)

Послевоенная официальная риторика в корне отличается от риторики двух предыдущих десятилетий: на смену лозунгам о необходимости устранения различий между полами приходит одобрение гендерных различий, ставится особый акцент на их общественной важности. Образ мужественного защитника Отчизны противопоставляется образу заботливой, любящей и верной женщины-матери, а в визуальной пропаганде того времени изображения женщин становятся более женственными. Эта тенденция к поляризации гендерных ролей (с характерными взаимодополняющими понятиями «настоящего мужчины» и «настоящей женщины») будет доминировать в государственной гендерной идеологии вплоть до последних лет существования СССР.

Период холодной войны обозначен в советской пропаганде еще более активным использованием образа «свободной советской женщины». Поздравительные открытки и плакаты по случаю 8 марта начала 1960-х пестрят изображениями улыбающихся женщин — представительниц разных рас и национальностей стран соцлагеря, заявляющих о своей солидарности в борьбе за мир во всем мире и свидетельствующих о преимуществах социалистического порядка.

   

Если вдруг трудно станет,
Если вспомнишь ты о любви,
Позови меня, позови меня,
Хоть когда-нибудь позови!
(1967, Р.Рождественский. М.Магомаев  
https://www.youtube.com/watch?v=nS9QWQjTOMs)

Поворотным моментом в смысле и стиле празднования женского дня в СССР стал 1965 г., когда 8 марта получило статус негосударственного выходного дня. Фактически, это решение перенесло празднование с публичного пространства в частную сферу, в семью. В контексте персональных приветствий официальная риторика «женщины-труженицы» была неуместной, в то время как празднование дня женщины-матери (которая к тому времени уже стала воплощением образа «советской супер-женщины») вполне соответствовало духу семейного праздника.

Всё в мире поправимо
Лишь окажите честь…
Нет женщин нелюбимых,
Пока мужчины есть.
(1978, Е.Евтушенко)

В 1970-е выстраивают стойкую и однозначную ассоциацию между этим праздником и материнством. В детсадах вводят традицию устраивать накануне 8 марта детские праздники со стихами и песнями в честь заботливых мам, а пресса в эти дни пестреет публикациями о матерях-героинях. В конце 1970-х практика поздравлений учениками своих школьных учительниц дополняется новой модой: мальчики начинают поздравлять девочек-одноклассниц. Букетик подснежников и мягкая игрушка становятся неотъемлемыми атрибутами праздника.

         

Постепенно 8 марта  превратился в день празднования всех женщин. На поздравительных открытках, характерных для предыдущих периодов, изображения суровых женщин-тружениц и заботливых матерей-героинь сменяет образ беззаботной девушки или девочки, радушно принимающей праздничные поздравления от мальчика. Тенденция к «омоложению» героини праздника сопровождается полным исчезновением намеков на его политическую сущность (ведь маленькая девочка вовсе не может быть активной в политической сфере!).

Любимые женщины приходят к нам веснами,
Они неожиданны, как дождь или снег.
Любимые женщины приходят к нам звездами,
Когда открываем мы одну среди всех.

(М. С. Пляцковский)

Сейчас этот праздник превратился просто в Международный женский день. Открытками мало кто поздравляет. Много поздравлений передается через Интернет. А у мужчин появился еще один повод поздравить своих любимых женщин и придумать свои поздравления.

 

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
Н.А.Некрасов

Часть 2. Параллельный мир.

В самом начале XIX века его творения экспонировались в Парижских салонах, имев немалый успех. Художник Федот Сычков (1870-1958) был певцом женской красоты. Многие не знакомы с творчеством такого самобытного талантливого художника. Поэтому в этот день хочется познакомить с некоторыми его работами.

         

         

Среди произведений, созданных художником, можно увидеть множество картин. Все они отражают крестьянскую жизнь в самых разных ее проявлениях. Коллекция художника насчитывает около 700 полотен. Простую самобытную среду, создавал в своих произведениях народный художник Федот Сычков. Яркость красок, сияние солнечного света и снега позволяют создавать неповторимый образ простой крестьянской жизни. Федот Сычков, творчество которого сумело отразить особый тип красоты, стал наиболее узнаваемым среди множества других мастеров. В его портретах нет места классической красоте. Героини картин - это здоровые, крепкие и сильные люди. Произведения отражают радость бытия, обаяние молодости, фонтан жизненных сил, энергия бьет через край. Картины наполнены сильными, крепкими фигурами с румянцем, полными щеками, широкими улыбками. Он использовал сюжеты, которые были близки и понятны людям. И очень скоро мордовский художник приобрел всенародную известность.

В радиопередаче "Как сказать" доцент кафедры русского языка ИГХТУ Ю.Н. Здорикова в канун Женского праздника 8 марта рассказывает о традиции правильного поздравления женщин.

Сануткова Н.Ю., специалист по УМР,
по материалам Интернета

Кафедра Русского языка
ФайлРазмер
Audio icon Как сказать13.67 МБ
 
Drupal theme by pixeljets.com D7 ver.1.1